Политика в отношении автоматически созданного аудио-контента
Волна популярности сервисов на базе искусственного интеллекта растёт, а значит, настал момент, когда нужно обозначить политику относительно результатов ИИ и дать дополнительные пояснения пользователям сайтов и приложений для генерации аудио.
Чтобы текст был менее тяжёлым для чтения — наличие в нём юридической и технической терминологии сведено к минимуму. Печатая эти буквы, есть понимание, что вам необходимо знать — пройдет ли ваш релиз модерацию перед публикацией на площадки, но...
К сожалению, ответа формата "да/нет" не будет в этой статье. Релизы, созданные с использованием ИИ или сгенерированные при помощи ИИ иногда пройдут модерацию, иногда нет. Если вы планируете публиковать такой контент, ознакомьтесь с принципами модерации такого контента, а также с причинами потенциального отклонения таких релизов.
ИИ можно использовать по-разному
- Один музыкальный проект использует современные решения в области искусственного интеллекта для улучшения качества звучания; и/или для вдохновения на написание собственных аранжировок; и/или привносит в полученный результат значительное собственное участие.
- Другой музыкальный проект — набор из аудиофайлов и картинок, созданных путём автоматической генерации из информации в интернете (зачастую из фрагментов фонограмм и текстов посторонних авторов, которые не давали согласие на использование своих произведений).
Первый вариант будет загружаться на музыкальные сервисы без проблем (при соблюдении прочих равных условий и правил), второй — скорее всего получит отказ в сотрудничестве сразу или позже. Обратите внимание — предложены две крайности, чтобы наглядно продемонстрировать отличия. Каждый случай использования ИИ — индивидуален т.к. области использования нейросети огромны, а уровень владения современными музыкальными программами очень сильно отличается от пользователя к пользователю.
Чем музыка ИИ отличается от созданной вручную в музыкальных программах и/или способом живой записи?
Юридические отличия:
Музыка и песни, сгенерированные средствами ИИ создают дилемму в юридическом смысле, а музыкальные площадки, в свою очередь, не сформировали единое мнение относительно такого контента. Принято считать, что сервисы ИИ генерируют музыку самостоятельно, но это не совсем так. Нейросети "обучаются" изготавливать аудио на основании других песен в интернете, цифровых отпечатков голосов исполнителей и музыкальных инструментов в фонограммах, а значит, и на основании текстов, исполнений, фонограмм и произведений других правообладателей, цифровых отпечатков голосов артистов, которые не соглашались на это. (при желании, вы можете найти в интернете информацию о случаях использования голосов мировых звёзд и последствий такого использования). Аудиозапись, созданная полностью ИИ автоматически создает риск в правовом смысле — риск будет расти с развитием технологии. Нейросети неизбежно будут использоваться правообладателями для поиска заимствований из объектов, обладателем прав на которые они являются. С развитием таких инструментов поиска, аудитория "искусственных музыкантов и певцов" будет сталкиваться с претензиями о заимствовании и плагиате значительно чаще, чем сейчас. А значит, будет сталкиваться и каждый участник публикации песен на цифровых площадках. Музыкальный дистрибьютор стремится к юридической чистоте контента и является промежуточным звеном для доставки многих тысяч песен, что увеличивает риски участия в спорах о юридической чистоте сгенерированных песен.
Отличия в политиках сервисов:
Музыкальный дистрибьютор и музыкальные площадки всегда связывает договор. Неотъемлемой частью условий сотрудничества являются гарантии в области авторского и смежного права, а если простыми словами — два эти игрока плотно связаны обязательствами не создавать друг другу сложности и траты времени, неизбежно вытекающие в финансовые потери. Принято считать в сети, что музыкальные сервисы "не против" треков, созданных через ИИ. Это не совсем так из-за тесной связи особенностей происхождения ИИ песен и несовершенства законодательства в разных странах. Правильно будет сказать так: на данный момент инструменты для генерации аудио более развиты, чем инструменты для поиска контента, созданного искусственно. Так будет не всегда — хранить не совсем легальные тысячи песен и треков (часто не нужных даже их инициатору) никакой музыкальной площадке не нужно. Пользователи ИИ сервисов генерации могли обратить внимание, что сервисы предоставляют права на сгенерированный контент, но и тут не всё просто (нельзя разрешить использовать то, что сервису ИИ-генерации тоже не полностью принадлежит с правовой точки зрения.)
Финансовые отличия:
Ценность контента, созданного полностью ИИ с коммерческой точки зрения крайне сомнительна (в контексте аудио-генерации) и вот почему:
- ценность создания песни через нейросети низкая, таких песен можно генерировать десятки в день (что и происходит по воле особенно вдохновлённых пользователей);
- юзеров, использующих ИИ для генерации аудио, часто затмевает иллюзия, что количество созданных треков равняется количеству вознаграждений от музыкальных сервисов (количество не равняется популярности и/или востребованности таких песен);
- сгенерированные треки, при этом, нужно хранить на серверах музыкального дистрибьютора и каждой музыкальной площадки (на это нужно иметь ежегодных бюджет, оправданный соответствующей популярностью контента, которой зачастую нет);
- ИИ песни имеют артефакты в ударениях и произношении слов, а также в звучании почти всех музыкальных инструментов. Способ создания отчетливо слышен носителю языка, на котором песня, а исключением являются лишь некоторые единицы аудиофайлов;
- это "мёртвая музыка" с эмоциональной точки зрения. Написать "хит" только с использованием ИИ, как твердят десятки роликов на YouTube - на данный момент невозможно. Понятие "хит" — это результат труда в продвижении хорошей песни или трека, а не характеристика аудио-записи;
вышеописанное серьезно влияет на востребованность сгенерированных песен и треков. Их значительно реже дослушивают до конца на стриминг-сервисах, не добавляют в избранное, чтобы послушать снова и прочая отрицательная обратная связь от слушателей.
Значит, мою песню не пропустят на площадки, если она создана ИИ?
50/50. Основным краеугольным камнем в этом вопросе является способ и возможность определения контента, как искусственный. Если невозможно или очень сложно отличить ваши аудио от генерации ИИ - есть высокий шанс на одобрение (это зависит от объекта, который у вас получился).
Для музыкального дистрибьютора важен также баланс между количеством загруженного вами контента и потенциальной или фактической его востребованностью. Простыми словами — любой музыкальной компании не интересен промышленный объем песен, которые никто не будет слушать. Другая ситуация, если искусственный интеллект органично вписывается в музыкальный проект, уже доказавший востребованность своих песен на деле, а не в теории. И/или, если в результат генерации привнесено значительное участие музыканта или вокалиста.
Вопросы и ответы:
Если я использую платную часть услуг сайта и уже загружен трек, полностью сгенерированный ИИ. Мне вернут деньги в случае отклонения релиза?
Следующая политика о возврате средств для аккаунтов, с контентом, созданным полностью или в значительной степени ИИ инструментами действует с 22 Января 2025 года ->.
- Если вы уже публиковали другие песни и, в том числе, если у вас был опыт успешной публикации треков с использованием ИИ ранее — средства за активацию годового аккаунта не могут быть возвращены, т.к. аккаунт уже использовался. (обратите внимание, если вы будущий пользователь и читаете этот текст до сотрудничества — музыкальные сервисы, а также сервисы дистрибуции могут изменить политику в отношении песен, генерированных ИИ в любой момент. Если ваш первый трек/релиз был одобрен — это не значит, что так будет всегда. Одобренный трек, созданный через ИИ может быть удалён в будущем, при работе музыкального сервиса с своим каталогом.)
- Если вы не загружали на сервис какие-либо песни ранее, являетесь пользователем годового аккаунта, и вам было отказано в публикации контента на этапе первого взаимодействия (модерация первого релиза), а также если у вас нет другого контента, который можно загрузить вместо отклоненного, - вы можете обратиться в поддержку за частичным возвратом средств в размере 50% от оплаты.
- Если вы относитесь к пользователям, которые используют формат оплаты за один релиз (аккаунт "ONE") и трек с ИИ не прошёл этап модерации - ваш аккаунт будет однократно активирован повторно для загрузки другого одного релиза (без необходимости повторной оплаты). Процесс повторной активации аккаунта "One" не может длиться бесконечно, т.к. проверка даже отклоненного релиза требует времени и использования технической инфраструктуры сайта. В случае повторной загрузки, новая копия релиза проходит рассмотрение, если пользователь получает отказ - средства не возвращаются (в том числе частично).
- Если вы пользуетесь сервисом бесплатно в результате индивидуальных договоренностей об использовании или в течении бонусного периода после завершения основного срока действия аккаунта — данный вопрос не актуален для вас, т.к. никаких услуг вы не оплачивали. При этом, бонусное или бесплатное сопровождение аккаунта, загружающего сгенерированные треки может быть прекращено администрацией сервиса досрочно.
Я использую искусственный интеллект для работы с технической частью трека (баланс инструментов, сведение и мастеринг). Это считается треком, сгенерированным ИИ?
- Нет. Этот случай относится к вспомогательному использованию ИИ, а не к генерации песен через ИИ. Множество VST плагинов сегодня используют искусственный интеллект для работы с качеством звучания на основании референса. Разница между генерацией песен через ИИ и использованием ИИ для самопомощи при музыкальном производстве/для вдохновения — огромна. Не путайте два эти способа при прочтении статьи.
Могу ли я использовать обложку для релиза, созданную средствами ИИ?
Как правило, проблем не возникает. При этом, вам, как лицу, предоставляющему гарантии на юридическую чистоту контента, важно использовать нейросети аккуратно и оценивать результат самостоятельно, т.к. принцип работы сервисов ИИ для картинок аналогично основан на изображениях в интернете: фотографиях моделей; актеров; картин; арт-объектов и т.п. Сгенерированные изображения вполне могут нарушать права какого-либо художника, например, в случае значительного сходства.
Мой релиз прошел модерацию. Значит мой контент с использованием ИИ юридически чист?
Успешная модерация не означает, что ваш контент юридически чист, а также не значит, что любая другая песня пройдет проверку точно также, как первая. Если релиз прошел шаг модерации и был опубликован - означает, что на момент проверки технические или физические средства проверки не смогли найти чего-либо, препятствующего публикации. Ответственность за любые нарушения в области интеллектуальной собственности в будущем несет пользователь, являющийся правообладателем при загрузке.
Блог
Весь блогА быстрее можно? Сколько длится модерация релиза?
Модерация загружаемого вами контента происходит в среднем 1-5 рабочих дней, но традиционно — есть тонкости, о которых ва...
Как получить нотку на Ютубе? Получаем официальный канал исполнителя
Статья содержит информацию, охватывающую артистов — имеющих разные технические навыки, опыт и объем знаний. Если вы хоро...
Политика в отношении автоматически созданного аудио-контента
Волна популярности сервисов на базе искусственного интеллекта растёт, а значит, настал момент, когда нужно обозначить по...
Кабинет артиста в Яндекс Музыка
Личный кабинет для артистов в Яндекс Музыка — давно желаем музыкантами СНГ. Как получить доступ к кабинету артиста — рас...